Сибирские неандертальцы предпочитали невест-путешественниц


В последние годы растут свидетельства того, что неандертальцы, как и наши предки, могли знать изобразительное искусство и иметь относительно сложную социальную организацию / ©originof.ru / Автор: Дмитрий Жуков

Как и все люди, неандертальцы проживали свою жизнь в общинах. Они ели, спали, любили и умирали в компании сородичей. Эти сообщества были связаны с другими, образуя таким образом неандертальскую популяцию того или иного региона. Но как были организованы эти сообщества? Какие отношения составляли основу группы? Кто уходил из дома, чтобы присоединиться к другому клану, а кто оставался на месте?

В журнале Nature опубликована работа, авторы которой провели самое крупное на сегодня исследование ДНК неандертальцев. Эти кости некогда принадлежали 13 представителям Homo neanderthalensis — мужчинам, женщинам и детям. Если вам кажется, что 13 наборов ДНК мало, то отметим: до этой работы, начиная с 2010 года, геномные данные получили только для 18 неандертальцев.

A: расположение пещер; B: Чагырская пещера; C: Пещера Окладникова / ©Laurits Skov et al.

Особенно примечательным новое исследование делает то, что изученные особи не разбросаны по всей обширной зоне существования неандертальцев, а сконцентрированы в конкретных пространстве и времени. Одиннадцать образцов древней ДНК получены из костей, найденных в Чагырской пещере на юге Алтайского края. Там, в северо-западных предгорьях Алтая, где-то между 51 и 59 тысячами лет назад неандертальцы охотились на мигрирующих бизонов.

В этой пещере нашли самую большую коллекцию останков неандертальцев в Северной Азии и приблизительно 90 тысяч каменных артефактов. Скорее всего, жилище было сезонным, так как пещера не слишком большая. У археологических материалов из Чагырской пещеры есть лишь один аналог на Алтае — находки, сделанные в близлежащей Пещере Окладникова. Из костей, обнаруженных там, генетики получили еще два образца древней ДНК.

Слева показаны каменные орудия из Чагырской пещеры, справа — из Пещеры Окладникова / ©Laurits Skov et al.

Все эти особи, как оказалось, принадлежали к одной и той же широкой популяции — потомков поздней экспансии восточноевропейских неандертальцев в Сибирь, отличных от более ранних (но тоже неандертальских) обитателей Денисовой пещеры, расположенной всего в 100 километрах к востоку.

Археологические данные свидетельствуют о том, что Чагырскую пещеру неандертальцы использовали в течение нескольких тысячелетий. Это слишком большой временной промежуток для изучения социальной организации. Но авторы работы сумели его резко сократить. За счет анализа ДНК они выяснили, что по крайней мере некоторые из этих древних людей были современниками и даже родственниками.

Ученые выделили членов одной семьи: мужчину и его дочь-подростка, а также пару мужчина — женщина, связанных второй степенью родства (их связывает примерно 25 процентов ДНК). Одного из родственников упомянутого выше отца идентифицировали благодаря генетическому явлению, называемому гетероплазмией.

Останки неандертальцев из Чагырской пещеры / ©Laurits Skov et al.

При гетероплазмии у человека есть две различные версии митохондриальной (наследуемой по материнской линии) ДНК. Эти разные версии сосуществуют в течение всего нескольких поколений, поэтому исследователи пришли к выводу, что индивидуумы, имеющие общую гетероплазмию, — относительно близкие родственники по женской линии. Авторы работы предполагают, что у этих мужчин была общая бабушка.

Образцы генетического материала из Чагырской пещеры, как и геном более раннего неандертальца из Денисовой, содержат признаки инбридинга — близкородственного скрещивания. Достаточно хорошо известно, что неандертальцы жили в небольших сообществах (возможно, по 10-30 особей в группе) с очень низкой плотностью населения в том или ином регионе. То есть притока свежих генов иной раз просто не было.

Но если такой приток и случался, то благодаря женщинам. Генетический анализ показал, что именно они перемещались между группами — то есть по крайней мере алтайские неандертальцы практиковали патрилокальность (женщины проживали в семье партнера).

Авторы проводят параллели с примерами патрилокальности и матрилокальности в истории нашего собственного вида. Насколько можно судить по древним сообществам охотников и собирателей, те из них, в которых женщины уходили в общину мужа, соединялись между собой более тесными связями, чем те, где мужчина приходил в семью жены. Правда, такие связи нормально формируются, только если плотность населения достаточно высока — чего у неандертальцев, похоже, не было.

Поэтому вопрос о том, как патрилокальность влияла на организацию жизни ближайшего родственника и соперника Homo sapiens, предстоит выяснить. Чагырская пещера, как и многие другие места по всей Евразии, хранят еще много секретов.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest